Интересное кино: о чем говорят психоаналитику фильмы?

Для чего людям нужно кино, как объяснить наше пристрастие к тем или иным кино-жанрам и чем грозит нашей стране отсутствие современных культовых фильмов рассказала на лекции «Психоанализ культовых фильмов» Анна Булычева, прикладной психоаналитик, помощник руководителя Психоаналитической мастерской, ученый секретарь Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги. Предлагаем вашему вниманию ее выступление в формате интервью.

Что интересного видит психоаналитик, когда смотрит кино?

Анализ киноискусства в современной культуре может дать представление о состоянии нашего общества, насколько оно здорово и безопасно. В любом обществе существуют ритуалы, которые позволяют его членам объединиться и, самое главное, дают канал для выплеска агрессии.

В древности были одни ритуалы, потом появился религиозный культ, который обслуживал общество, взяв на себя функцию утилизации агрессии и сплочения массы людей.

Далее человеческая культура развивается, научные знания позволяют усомниться в религиозных верованиях и ритуалах. На смену религии приходят светские ритуалы: праздники, балы, и в целом искусство и философия.

В начале 20 века возникает кино и сейчас именно оно берет на себя функцию самого мощного объединяющего ритуала в культуре.

Почему мы рассматриваем именно киноискусство, а не литературу, например?

Кино доступно большинству, оно вызывает массовые реакции, в отличие от литературы или живописи. Именно реакция общества на фильм становится предметом анализа психоаналитика.

Кино — это синтетическое искусство, оно воздействует сразу на много рецепторов. Когда человек смотрит на экран в кинотеатре — это совсем не одно и то же, как если бы он смотрел фильм дома.

В кинотеатре вы входите как бы в предсонное состояние: темный зал, светлый экран, много людей, сидящих рядом, создают определенную атмосферу. Человек в этот момент сильно регрессирует, входит в детское состояние, его сознание притупляется.

Психоаналитики не зря описывают фильм как навязчивое сновидение культуры, где реализуются те желания, которые мы не можем реализовать в обычной жизни.

Какие еще существуют ритуалы в наши дни?

Сейчас одним из самых распространенных общественных ритуалов является посещение торгового центра. Люди идут туда просто погулять, посмотреть. Концерты, спортивные соревнования также являются общественными ритуалами.

Как психоаналитики объясняют пристрастие человека к определенному жанру кино?

Фильмы ужасов помогают перерабатывать травмы младенческого периода, мелодрамы помогают проживать ситуацию брошенности, покинутости, когда мать в полной мере не удовлетворяла потребности ребенка. Триллеры помогают справится с агрессивными импульсами.

Комедии дают возможность отыгрывать асоциальное поведение, такие подсознательные желания как украсть, нарушить закон, убить.

Герои комедий ведут себя так, как реальный человек просто не может себе позволить вести себя, но где-то в подсознании у него такое желание есть. Комедии дают возможность разрядить напряжение, вызванное этими подсознательными стремлениями.

В детективах отыгрывается параноидальный драйв, стремление обнаружить правду. В мире, где тебе все кричит о том, что все относительно и истины не существует, детективы нам дают возможность верить, что истина есть.

Как психоаналитики объясняют тот факт, что некоторые фильмы становятся культовыми, а некоторые нет?

С точки зрения психоанализа фильм — это не произведение одного автора, это плод коллективного бессознательного, детище общества, в котором он создан.

Культовыми становятся те фильмы, в которых подавляющее большинство людей находит объекты идентификации и каналы для эмоционального отреагирования. Востребованы те фильмы, которые отражают реальные проблемы общества.

Для того чтобы культура была здоровая и жизнеспособная, в ней должен существовать набор культовых фильмов. Люди должны иметь возможность прорабатывать самые разные свои психические травмы.

Появляются ли сейчас в России культовые фильмы?

В Советском союзе были такие фильмы, каждый может их назвать: комедии Леонида Гайдая, фильмы Эльдара Рязанова, оскароносная «Москва слезам не верит» и т. д. Комедии давали людям возможность как бы отдохнуть от строгих правил и официоза.

В 90-х гг. культовыми стали криминальные фильмы типа «Брат» и «Бригада», что говорит о возросшей жестокости общества.

Сейчас культовых фильмов нет. Постсоветская культура фильмы рождает, но они не становятся культовыми.

Отсутствие культовых фильмов в современной российской культуре — это тревожный признак, сигнализирующий о неблагополучии общества. Это говорит о том, что наша культура не способна создавать ритуалы отреагирования аффектов.

Почему же? Сейчас очень популярны мультфильмы и сериалы… Кстати, с чем психоаналитики связывают популярность медицинских сериалов?

Действительно, у нас сейчас популярны скорее не фильмы, а сериалы. В медицинских сериалах, возможно, отыгрывается боязнь смерти. У человека две главных фобии: страх смерти и страх сепарации, одиночества.

Что вы скажете об артхаусном кино?

Сейчас появляется много авторских фильмов в России, причем они гораздо интереснее массовых. Но артхаусное кино сложно анализировать с точки зрения психоанализа общества, потому что оно представляет собой проекцию патологии одного автора, детище одного конкретного человека, а не общества. Такое кино никак не характеризует настроения социума. Общей массе оно не интересно и никогда не станет культовым.

А еще в современном обществе появляется достаточно много интересных мультфильмов …

Давайте посмотрим на мультфильм, который стал в нашем обществе практически культовым — «Маша и Медведь». Медведь — символ мужчины, Маша символизирует невинную девушку. В русской сказке мораль была такова: Маша идет в лес, который представляет собой символ общества, социального пространства. Там она встречает медведя-мужчину. В этой сказке отыгрывается страх девушки перед отношениями с мужчиной. В итоге Маша пугается медведя и идет домой, т. е. отказывается от отношений с мужчиной и возвращается к родителям.

Современная Маша из мультфильма совершенно иная. В мультике отыгрывается новая модель женственности в современной культуре. Эта девочка достаточно своенравна,  не живет с родителями. Медведь в мультике представляет собой достаточно инфантильное существо: он несерьезный и смешной, работал в цирке и т. д. Маша не живет с медведем, но и не боится его. Она приходит к нему, когда захочет и может уйти в любое время. В психоаналитической интерпретации это может быть пояснено как форма современного сожительства. Перед нами нарциссический брак: люди плохо переносят существование на одной территории, но время от времени встречаются.

Как можно интерпретировать с точки зрения психоанализа вызвавший неоднозначную реакцию общества фильм Андрея Звягинцева «Левиафан»?

С точки зрения психоанализа, в фильме поднята проблема отношения человека с родительскими фигурами. В психоанализе родина представляет собой символический образ матери, а государство — отца. У русского человека существует безысходность в отношении возможности построения диалога с фигурами матери и отца. Мать у нас очень большая и непредсказуемая, для нас это очень сложная стихия — Россия. А отец, государство, тоже не внушает доверия. Отсюда некоторая инфантильность русского человека.

При всех своих художественных достоинствах «Левиафан» не дает того, что всегда ждет от фильма зритель —  ощущения катарсиса, разрядки тяжелых переживаний. Этот фильм  не будут пересматривать и он, как и любой авторский фильм, не станет культовым.