Характер — лица людей, сходят в одно

Наш характер: изменить нельзя смириться?

Характер бывает жесткий, мягкий, волевой, хороший или дурной. Так ответило бы на вопрос о том, что такое характер, большинство из нас. Психоанализ предлагает другое определение: характер — это ничто иное как деформация нашего «Я». О характере и его типах с точки зрения психоанализа рассказала на лекции «Характер и психоанализ» Анна Булычева, прикладной психоаналитик, помощник руководителя Психоаналитической мастерской, ученый секретарь Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги. Предлагаем вашему вниманию ее выступление в формате интервью.

  • Почему психоаналитики считают характер деформацией нашего «Я»? Получается, что все мы в той или иной степени деформированы?
  • Термин «деформация» в данном случае не имеет какой-то негативной окраски. Каждый человек с рождения подвергается каким-либо изменениям. На наш характер изначально влияют такие факторы как наследственность, социальная среда и семья. Психоанализ, конечно, особое значение придает последнему фактору. Наш характер формируется к возрасту 6-7 лет и естественно, главную роль в его формировании играет семья, прежде всего мать.
  • Получается, что характер формируется еще в детстве? Можно ли его потом изменить?
  • Психоаналитики сдержанно относятся к идее о том, что характер можно радикально изменить. Принято говорить о корректировке характера, его можно смягчить, какие-то качества развить. Но коренным образом характер изменить очень сложно, да и нужно ли? Лучше принять его как данность и учиться опираться на свои лучшие стороны.
  • Каким образом формируется характер?
  • Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к модели личности, которую предлагал Фрейд. В психике он выделял три инстанции: Я, Супер-Я и Оно. Оно — это наши бессознательные импульсы, инстинкты, неосознаваемые желания. Сверх-я — это нормы общества, мораль. Я — промежуточная структура, призванная уравновешивать, примирять сверх-я и оно. Т.е изначально мы появляемся на свет, обладая лишь бессознательными желаниями и стремимся их во что бы то ни стало удовлетворить, так ведет себя младенец. Затем родители учат нас удовлетворять свои желания в соответствии с нормами общества, накладывают на нас определенные ограничения, формируется наше контролирующее Сверх-Я. Со временем мы учимся соотносить свои бессознательные желания с нормами общества и формируется наше Я, т.е характер.
  • Вы сказали, что психоаналитики придают особое значение роли матери в процессе формирования характера ребенка. Какой должна быть хорошая мать?
  • В психоанализе считается, что хорошая мать должна обладать лишь одним основным качеством — способностью к эмпатии, т.е она должна помогать ребенку учиться распознавать свои чувства. Ребенок же не знает, что он рассержен или напуган, задача матери понять, какие именно чувства ребенок испытывает в данный момент и повести себя соответствующим образом: когда он напуган — поддержать, когда грустный — взбодрить. Часто женщины, набравшись знаний по психоанализу, стремятся оградить ребенка от разного рода психологических травм. Это невозможно. Наоборот, это стремление делает мать тревожной и нервозной, что передается и ребенку. Поэтому не нужно стремиться быть идеальной мамой.
  • Какие же бывают типы характеров с точки зрения психоанализа?
  • Типологию характеров разработала американский психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс. Она выделяет следующие типы характера: психопатический, нарциссический, шизоидный, параноидный, депрессивно-маниакальный, мазохистический, обсессивно-компульсивный, истерический и диссоциативный.
  • Звучит устрашающе. Неужели не существует нормального характера?
  • Все эти типы характеров абсолютно нормальны. В основе каждого из них — определенная комбинация механизмов психологической защиты. Механизмы психологической защиты — это способ, которым наша психика защищается с одной стороны от бессознательных импульсов, а с другой стороны — от требований и норм окружающего мира. Иначе говоря, с помощью механизмов психологической защиты наша психика взаимодействует с окружающим миром и защищает саму себя.
  • Какие бывают механизмы психологической защиты?
  • Самый первый и примитивный механизм психологической защиты — изоляция. Он формируется у ребенка еще во младенчестве, когда его потребности по тем или иным причинам не удовлетворяются. Что делает младенец, если мать не реагирует на его крик? Он засыпает. Со временем ребенок привыкает обходиться без внимания, это закрепляется в его характере, формируется личность, склонная уходить в себя, жувущая в мире фантазий. Может сформироваться шизоидный характер. Еще один примитивный механизм психологической защиты — отрицание. Человек, применяющий его, сталкиваясь с трудностями, просто отрицает их. Ему слишком сложно взглянуть правде в глаза. Это свойственно нарциссическому характеру. Если говорить о более совершенных механизмах психологической защиты, то можно назвать сублимацию и юмор.
  • Т.е их использование более продуктивно? Расскажите про них подробнее.
  • Мы уже говорили о том, что характер можно корректировать. Так вот делать это можно с помощью сублимации, например. Это механизм, который позволяет адаптировать характер к реальности, выражать свои импульсы и желания в социально приемлемой форме. Культура дает для этого массу возможностей. Можно сублимировать в работе или хобби. Например, хирурги — это, как правило, люди с высокой агрессией, но они сублимируют свои агрессивные импульсы в профессии. Актеры часто обладают истерическим типом темперамента, но сублимируют эту энергию на сцене, получая таким образом внимание и признание. Вокалистами часто бывают люди с оральной фиксацией, такие люди привыкли получать удовольствие через оральную зону. Т.е человек с неразвитым механизмом сублимации в таком случае становится курильщиком или обжорой, а если сублимация развита — может стать певцом или хорошим оратором.
  • Какие советы вы могли бы дать людям, заинтересованным в работе над собой и своим характером?
  • Хочется сказать, что характер — это не диагноз. Человек не виноват в своем характере, но не стоит также винить и своих родителей. Они также являются обладателями каких-либо механизмов психологической защиты, а это в свою очередь повлияло и на их способ воспитания вас, все это во-многом бессознательный процесс. Работая над своим характером нужно отслеживать применяемые вами механизмы психологических защит, можно как укреплять их, так и ослаблять. Учитесь применять более совершенные механизмы психологической защиты — юмор и сублимацию. Учите детей сублимировать, поощряйте их заниматься каким-то интересным делом, это поможет им адаптировать свой характер к реалиям окружающего мира.