Почему современный человек учится всю жизнь, люди с каким характером идут в преподаватели и как образование заменяем нам семью рассказала на лекции «Психоанализ образования» Анна Булычева, прикладной психоаналитик, помощник руководителя Психоаналитической мастерской, ученый секретарь Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги. Предлагаем вашему вниманию ее выступление в формате интервью.
Почему психоаналитики заинтересовались темой образования и как она связана с психоанализом?
Учеба — это своеобразный общественный ритуал, очень сложно структурированный. Мы идем в школу, а затем и в вуз, просто потому что так принято. Психоанализу интересны общественные ритуалы. Для чего человек учится? Не только чтобы получить знания, но и для того, чтобы занять определенное место в социальной иерархии. Еще одна задача образования, важная с точки зрения психоанализа, это направить агрессию, энергию индивидов на пользу общества.
Как это происходит?
Чтобы стать достойным членом общества человек должен научиться контролировать свою агрессию или, как говорят психоаналитики, у него должно быть сформировано Супер-Эго. Образовательные институты помогают ему это сделать, стать мобильным, гибким, жизнеспособным в обществе.
Посмотрите, что происходит, когда человек учится в университете: он не только получает знания, но и получает навыки общения, управления своим временем, сдает зачеты, учится решать свои проблемы. В результате выпускник, даже если учился не блестяще, но прошел все образовательные ритуалы, то он уже социально приемлем и сможет продержаться на плаву в жизни.
Какие еще существуют институты социализации?
Испокон веков социализацию обеспечивали семья, церковь, затем образовательные учреждения, армия, работа. Если социализация человека происходит неудачно, то его ждут такие социальные институты, как тюрьма и клиника.
Сейчас принято учиться чуть ли не всю жизнь, получать второе, третье высшее. Что мотивирует нас постоянно оставаться в системе образования?
В современном обществе именно знания, а не физическая сила, позволяют занимать определенное место в социальной иерархии и даже обеспечивает социальную мобильность: можно родиться в трущобах и благодаря своим способностям пробиться наверх. Для общества образовательные институты также важны. Люди — важнейший ресурс и обществу нужен инструмент их селекции: необходимо отсеивать самых ценных индивидов. Образование позволяет это сделать.
А что делать тем, кто по тем или иным причинам не преуспел в образовании?
Самый простой пример: если молодой человек не поступил в университет, то совершенно справедливо он идет в армию. Т. е. общество само предлагает ему дорогу для дальнейшей социализации. Молодые мужчины — наиболее агрессивная часть популяции и армия в этом плане выполняет также функцию утилизации агрессии: там молодых людей учат подчиняться, соблюдать иерархию, прививают дисциплину, т. к. их энергия должна быть направлена в мирное русло.
Если человек не смог социализироваться вообще, то для него существует другой социальный институт — тюрьма. Если человек не может социализироваться в силу психического расстройства, общество направляет его в клинику.
Еще один институт социализации — работа. Если человек успешно встроился в пространство трудовой деятельности, то он сможет работать в том числе и на фрилансе. Фриланс является своеобразным бонусом для тех, кто преуспел в социализации.
Почему институт образования сейчас играет такую большую роль в процессе социализации?
Во-первых, сейчас влияние семьи и церкви на социализацию человека снизилось. По крайней мере, в современном обществе западного типа. Сейчас именно в образовательных институтах человек получает ответы на волнующие его вопросы.
Во-вторых, в современной культуре ослаблены механизмы идентификации, т. е. современный человек зачастую просто не умеет идентифицироваться с другим. Раньше мать для ребенка давала пример для идентификации, а сейчас мать больше работает.
Люди вообще проводят меньше времени в семье, забывают традиции, теряют веру в Бога. Мы лишены того, что раньше приносило успокоение и расслабление. В силу этого у современного человека очень много тревоги. Снять эту тревогу способно знание, понимание того, что происходит и это возможно в пространстве образования.
Мы уже выяснили, что современный человек учится всю жизнь. А что движет человеком, когда он приходит в сферу преподавания?
Действительно, мы выбираем вид деятельности исходя из своих индивидуальных особенностей. Там, где мы оказались, мы оказались не просто так.
Исследователи выяснили, что абитуриенты педагогических вузов в целом демонстрируют более высокий уровень агрессивности, чем абитуриенты других вузов. Агрессия в данном случае — общее понятие, ее можно по-другому назвать лидерским потенциалом.
Вторая доминанта личностной структуры преподавателя — нарциссическое стремление: жажда высокой оценки, желание быть на виду. Эту энергию преподаватели реализуют по-разному, в зависимости от типа характера.
Есть преподаватели, которые реализуют свою энергию вербально: увлеченно читают лекции, не замечая времени, не дают ученикам ничего сказать. Психоаналитики называют это оральной фиксацией, когда человек получает разрядку психической энергии через область рта.
Преподаватель с контролирующим характером выстраивает жесткую систему контроля с наказаниями за пропуски и пересдачами.
Есть и другие преподаватели, которые реализуют фаллическую фиксацию и решают свои внутренние проблемы, связанные с конкуренцией. Пример такого преподавателя воплощен в образе доктора Быкова из сериала «Интерны». «Руки вам поотрывать», «Вы ничего не умеете» — такое часто можно услышать от педагогов такого типа.
Наша образовательная система вообще во многом является проекцией преподавателей, которые в этой системе трудятся. По данным масштабных исследований система образования в России признана небезопасной по всем критериям, от психического здоровья детей до психического здоровья администрации школы. Все участники этой системы подвержены значительным рискам.
Возникает вопрос: что делать?
Так получилось, что я нахожусь внутри профессионального сообщества и педагогов и психологов. Мне кажется, что некоторые практики, которые существуют в профессиональном сообществе психологов и психотерапевтов, полезно было бы перенести на почву педагогического сообщества. Это касается прежде всего профессиональной этики и осознанности.