Почему сейчас происходит революция безграмотности, как интернет мешает нам стать грамотными и что делать, если ваши дети ругаются матом рассказала на лекции «Психоанализ речевой деятельности» Анна Булычева, прикладной психоаналитик, помощник руководителя Психоаналитической мастерской, ученый секретарь Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги. Предлагаем вашему вниманию ее выступление в формате интервью.
Почему психоаналитики заинтересовались темой языка и речи?
В наше время меняются нормы речевого поведения, становится приемлемым то, что раньше считалось абсолютно не приемлемым. Сленг начинает проникать в разные сферы. Возникает вопрос: «Почему это происходит?» и психоаналитики предлагают свое объяснение.
Так что же разрешает нам так свободно относиться к языку?
Как психоаналитик я считаю, что за этими явлениями стоят процессы, которые не осознаются.
Человек все больше уходит из пространства символов в пространство образов. Все больше человек погружается в виртуальную реальность.
Современные дети живут в этом пространстве. Лишить их интернета все равно что перекрыть им воздух. Им проще общаться по фотографиям. Человек выложил фото, лайкнул фото и нет необходимости встречаться, что-то обсуждать.
По модели французского психоаналитика Жана Лакана наша психика — есть переплетение символического, воображаемого и реального. У современного человека ослаблена символическая функция и гипертрофированна функция воображаемого.
А что значит жить в мире воображаемого? Это значит, что человек думает: «Как я хочу, так и есть на самом деле». Он не учитывает, что другой человек может думать как-то по-другому. Происходит отрыв от реальности.
В виртуальном мире все однозначно: все так, как я хочу. А реальность всегда многозначна.
При чем здесь язык?
Язык — это и есть пространство символов, а символическая функция, как мы уже сказали, у современных людей ослаблена.
Еще язык — функция культуры. Это отцовская инстанция нашей психики. Согласно учению Фрейда отцовская функция связана с законом, нормами и правилами, а материнская — с безусловной любовью. Если говорить грубо, то мать любит ребенка просто так, а отец — за то, что ребенок правильно ведет себя, соблюдает правила.
Человек, осваивая родной язык, первым делом общается с матерью. Матери и ребенку в общении язык не нужен, они понимают друг друга без слов. Это нормальное свойство матери.
Для того чтобы войти в поле языка, нужна отцовская фигура в жизни ребенка, которая вводит его в мир социума. Не обязательно это должен быть мужчина-отец, но должны быть события в жизни ребенка, которые мотивирует его на этот выход вовне.
Почему современный человек упрощает язык, не стремится использовать его многогранность?
Потому что в культуре на бессознательном уровне происходит регрессивный процесс. Сейчас мы наблюдаем стремление человека к симбиотическим формам существования — с матерью, космосом, природой. В симбиозе человек живет образами, а не символами. Язык ему не нужен, ведь язык — система символическая.
Современный человек стремится к тому, чтобы его понимали без слов. С экранов телевизора, из рекламы он слышит: «Научись управлять миром, найди гармонию с миром. Мир откликается, делает все, что ты хочешь». Возникает такая вот фантазия о детском всемогуществе.
Инфантильность, нежелание взрослеть психологически и является причиной того, что речь человека упрощается, регрессирует.
Но встречается и другая крайность, когда люди слишком скрупулезно выстраивают предложения, слишком детализируют свою речь. О чем это говорит?
В культуре очень сложно устроенной язык становится одним из каналов сублимации влечений: либидо и агрессии.
Человек, который говорит много и непонятно, вызывает чувство раздражения. Он и свою агрессию реализует и вызывает агрессию к себе.
Нельзя не затронуть такую тему, как нецензурная брань. Что делать взрослым, если ребенок матерится, например, на уроке?
Мат — очень мощная провокация со стороны ребенка, попытка отобрать власть у учителя, у взрослого. Необходимо себя постоянно позиционировать как человека более взрослого и сильного. Не демонстрировать гнев, не срываться, помнить, что это — слабость.