Анна Булычева, Новосибирск, фото из Вконтакта

Психоанализ для народа

Психоанализ — это для образованных, обеспеченных людей, у которых много свободного времени. Такой стереотип бытует среди тех, кто знаком с данным направлением лишь понаслышке. Насколько он правдив, а также зачем обычным людям психоаналитические знания и что происходит в кабинете психоаналитика рассказала на лекции «Прикладной психоанализ: диалог с бессознательным культуры» Анна Булычева, прикладной психоаналитик, помощник руководителя Психоаналитической мастерской, ученый секретарь Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги. Предлагаем вашему вниманию ее выступление в формате интервью.

Прежде всего, вызывает интерес название лекции. Обычно психоанализ связан с работой с одним человеком, как можно его приложить ко всему обществу в целом?

Изначально сам основатель психоанализа Зигмунд Фрейд мечтал о широком применении своей теории. Однако его последователи сосредоточились на менее глобальном деле, на работе не с массами, а с отдельными людьми. Почему психоаналитики не захотели «лечить» народы? Во-первых, это довольно малореалистичный проект. Во-вторых, на прикладном психоанализе трудно зарабатывать, его «продукт» практически не находит своего потребителя в современном мире. Можно анализировать книги, фильмы и другие явления культуры, но всё это остается лишь интеллектуальным развлечением наподобие «игры в бисер». А в-третьих, манипуляции массами могут иметь опасные последствия.

И все-таки психоанализ необыкновенно популярен во всем мире.

Действительно, психоаналитическое знание рассеяно по всей гуманитарной сфере знания. Им пользуются социологи, культурологи, политологи, политтехнологи, рекламщики, пиарщики и специалисты многих других областей. Основная заслуга Фрейда состоит в том, что разработав гипотезу о бессознательном, он сформировал основу для методологии гуманитарного исследования, которое непременно должно учитывать специфику субъекта познания и деятельности: важно не то, что говорится, а кто это говорит.

Часто можно услышать вопрос: зачем ходить к психоаналитику? Разве нельзя самому разобраться в себе? Можно ведь того же Фрейда читать самостоятельно.

Дело в том, что добраться до содержания своего бессознательного очень непросто. Вытесненные представления могут проявляться в нашем сознании только преодолевая сопротивление. Преодолеть его бывает сложно — психика сопротивляется изменениям, стремится сохранить стабильное состояние. Иногда избавление от одного болезненного симптома приводит к появлению нового — человек получает так называемые вторичные выгоды от болезни, и психика его сопротивляется выздоровлению. Защитные механизмы собственной психики не позволят человеку самостоятельно анализировать себя.

А каким образом наша психика сопротивляется анализу?

В процессе психосексуального развития у человека формируются определенные психические защиты. В зависимости от того, как это развитие проходило, защиты могут быть весьма примитивными (отрицание, расщепление, проекция и др.) или же достаточно сложными (рационализация, сублимация, юмор и др.). О защитах мы будем говорить отдельно. В зависимости от комбинации сформированных защит психика защищается и сопротивляется анализу по-разному: один человек будет свое психическое содержание проецировать на других (у меня всё плохо, потому что мир плохой, меня окружают плохие люди, мне завидуют), другой будет всё логически обосновывать при помощи рационализаций и т.п.

Есть психоаналитики, которые сознание человека рассматривают как одну из защит психики — тончайшую пленочку на границе между психикой и реальностью, позволяющую человеку не терять связь с реальностью (социальной и природной). Психоанализ продолжается долго именно потому, что осознание глубинного содержания приводит к изменению представлений и поведения только тогда, когда сознание готово это содержание воспринять.

Например, уже на начальном этапе анализа психоаналитик может понимать некоторые причины страдания пришедшего к нему человека. Но если на одной из первых сессий он скажет: «Я всё про тебя понял: ты инфантилен и зависим от матери. Тебе надо повзрослеть, чтобы построить здоровые отношения с девушкой», сработает ли такой психоанализ? Нет, потому что сопротивление анализанта не допустит этого знания, его психика будет защищаться. Важно, чтобы человек сам пришел к осознанию в ходе анализа, случится ли это через год, два, или даже через семь лет.

Теперь понятно, почему считается, что психоанализ — это для тех, у кого есть время. И для тех, кто хочет над собой работать. А чем именно занимается психоаналитик в своем кабинете?

Представители разных психоаналитических школ могут по-разному определять смысл своей деятельности. Фрейд называл людей, с которыми работал, пациентами и занимался их лечением. Представители лакановского направления видят цель анализа в самом анализе и работают с анализантами, они не лечат и не оказывают услуги. Так или иначе, аналитик исследует речь анализанта, помогая ему услышать себя самого. В ходе анализа человек постепенно учится сам «расшифровывать» свои ассоциации. Аналитик посредством различных интервенций «расставляет пунктуацию», обращает внимание человека на то, что он сказал или на то, как он это сказал.

А как проходит работа аналитика? Анализант по-прежнему лежит на кушетке, как это было во времена Фрейда?

Абсолютная необходимость кушетки — один из мифов о психоанализе. Фрейд начал укладывать пациентов на кушетку просто потому, что уставал от долгого общения лицом к лицу. Современные психоаналитики чаще всего работают лицом к лицу со своими анализантами. Более того, некоторых людей нельзя укладывать на кушетку, потому что в ходе анализа человек с уязвимой психической структурой может легко потерять связь с реальностью и регрессировать в психотическое состояние.

Когда говорят о психоанализе, то часто возникают ассоциации с сексом. Чем это можно объяснить?

Действительно, в массовом сознании психоанализ имеет довольно «порочную» репутацию. Многие видят в нем культ распущенности. «Психоанализ это же разговоры о сексе» — довольно часто слышу от знакомых. Для клинического психоанализа действительно очень важна теория психосексуального развития. Однако, как можно заметить, лекцию по прикладному психоанализу вполне можно читать без постоянного обращения к теме сексуальности. Так или иначе, Фрейд работал врачом (неврологом) и его интересовали вопросы сексуальности. Например, на раннем этапе исследовательской карьеры он изучал половые органы угря. Возможно, именно поэтому классический психоанализ имеет выраженный акцент на сексуальности.

Кстати, к вопросу о сексуальной распущенности как цели психоанализа. Зигмунд Фрейд говорил: «Там, где было Оно, должно стать Я», что более похоже на призыв к осознанности, нежели к полному раскрепощению и немедленному удовлетворению потребностей.

И все-таки, зачем рядовому горожанину знания по психоанализу? Как они могут улучшить его жизнь?

Психоанализ повышает уровень осознанности человека. Мы начинаем лучше понимать, чего хотим сами, и чего хотят другие люди. Например, человек говорит, что хочет настоящей любви. Начинаешь его спрашивать: «А что такое любовь? Какая любовь настоящая?», и постепенно выясняется тот смысл, который человек вкладывает в это понятие.

Может обнаружиться, что под «настоящей любовью» он (или она) понимает материнскую заботу, и, следовательно, ждет от своего партнера удовлетворения всех своих потребностей, понимания «без слов», постоянной симбиотической связи. Если партнер такого человека имеет аналогичное представление о «настоящей любви», оба столкнутся с сильным разочарованием. Отношения зрелой любви предполагают, что человек достаточно хорошо осознает свои желания и потребности, воспринимает не только себя, но и своего партнера как целостную личность, с «хорошими» и «плохими» качествами, умеет выдерживать кризисные ситуации в отношениях, способен учитывать интересы и желания партнера, договариваться с ним.

Психоанализ помогает стать «взрослее», развивает умение переносить агрессию, которая исходит от других людей, и управлять собственной агрессией. Речь идет об агрессии в широком смысле — как о биологической агрессии, необходимой для выживания. Понимая природу своих агрессивных импульсов, можно наилучшим образом реализовать свой творческий и иерархический потенциал, ведь культура дает массу возможностей реализовать агрессивные импульсы человека в социально приемлемой форме. Понимая свою глубинную мотивацию, человек добивается большего успеха в профессиональной деятельности.

Так, например, преподаватель, который хорошо знаком с самим собой и осознает степень своего стремления к власти, высокий уровень нарциссизма и другие непременные составляющие лидерского потенциала, в гораздо меньшей степени подвержен эмоциональному выгоранию, чем тот, который не осознает эти глубинные потребности и убежден в том, что выполняет высокую миссию, «причиняя добро» окружающим (ученикам, родителям, коллегам и т.п.) Важно осознавать истоки своей мотивации, поэтому одна из целей нашего курса лекций — повышение уровня психологической осознанности.