Останься со мной. Сцена с поездом

Стивен Кинг и типы темперамента: в чём связь?

На днях устроили себе с мужем вечер Стивена Кинга: три фильма подряд — это вам не шутки 🙂 Вообще Кинг — необычайно психологичный писатель, это видно по тому какое значение он придает описанием снов в своих произведениях (параллель с Фрейдом и его сном — королевской дорогой к бессознательному), как точно и детально описывает фобии, как переплетает реальность и фантазии, как важны в его книгах догадки и случайные озарения.

Но хотелось бы написать о другом — о новелле «Тело», по которой снят фильм «Останься со мной». Случайно или намеренно Кинг описал в ней четырех персонажей, которые олицетворяют собой типы темперамента.

Герои новеллы — четыре подростка, которые проводят незабываемое лето, такое, какое было у каждого из нас в 12 лет, лето, когда мы обретает таких друзей, каких не будет уже никогда в жизни. И вот четыре друга и являют собой наглядную иллюстрацию типов темперамента: Горди — меланхолик, Крис — сангвиник, Тедди — холерик и Верн — флегматик

Горди — главный герой, он же рассказчик, самый задумчивый и печальный из друзей. Горди переживает из-за смерти любимого старшего брата, страдает из-за невнимания отца, а также пишет рассказы. Мальчик говорит, что ни на что не годен, что ему следовало бы умереть вместо старшего брата, такая низкая самооценка и сложная душевная организация выдают в нем меланхолика. На принадлежность к данному типу указывает и тревожность Горди — он первый из друзей услышал (уловил, почувствовал) приближение поезда, когда они с мальчишеской бравадой переходили железнодорожный мост, и в итоге спас жизнь всем четверым.

Не смотря на погруженность в себя в решительную минуту Горди демонстрирует смелость и самообладание, защищая своего товарища. И всё-таки становится известным писателем, во многом благодаря природному развитому воображению и поддержке друга, сангвиника Криса.

Крис, в отличие от Горди, родился в неблагополучной семье и сам рисковал встать на «кривую» дорожку, но благодаря уму и жизнелюбию сумел подготовиться к поступлению в университет. Кроме жизнерадостного характера и оптимистичного отношения к жизни сангвиника в Крисе выдает его талант дипломата и миротворца. Крис умеет примирить поссорившихся друзей, знает, как поддержать переживающего Горди и вообще выступает коммуникатором и связующим звеном, организующим столь разных и непохожих ребят в настоящую команду.

Тедди — типичный холерик. Задира, вступающий в перепалку со взрослыми, безбашенный смельчак, который не прочь проверить свою храбрость, встав на пути лицом к мчащемуся локомотиву, подросток, готовый полезть в драку за одно только обидное слово, Тедди все таки быстро остывает и вот уже готов попросить у товарищей прощения за резкость и снова «мир» до следующей вспышки раздражения.

В четвертом из друзей, Верне, мы узнаем флегматика уже по его «пикническому» телосложению — полноватый Верн вальяжен и нетороплив. Но не только: подросток осторожен, с трудом решается на авантюры, к которым подстрекают его товарищи, склонен выбирать дальний, зато безопасный, путь. Мальчик добродушен и медлителен, любит посмеяться над хорошей шуткой. И не дожить бы неторопливому Верну до конца фильма, если бы в сцене не железнодорожном мосту, когда приятели оказались на пути мчащегося поезда, его не схватил в охапку Горди и не дотащил до безопасной обочины.

Возможно типы получились у авторов фильма такими яркими еще и потому, что его герои — подростки, которые пока не научились корректировать свой природный темперамент и демонстрируют его, как и все подростки, со всей очевидностью. Это у взрослых не разберешь, кто есть кто, а у детей темперамент выражается очень непосредственно.

Фильм замечателен не только этим, но и сам по себе. Всё-таки неплохо в 1986 году умели экранизировать Кинга.