Хорошее дело: что психоаналитики думают о современных семьях?

Чего ожидают от брака мужчины и к чему стремятся женщины? Как изменился институт брака за последнее время? Почему стало больше нетрадиционных семей и возможно ли вернуться к традиционным ценностям? У психоаналитиков существует свой взгляд на эти вопросы, о котором рассказала на лекции «Психоанализ современной семьи и брака» Анна Булычева, прикладной психоаналитик, помощник руководителя Психоаналитической мастерской, ученый секретарь Новосибирского регионального отделения Профессиональной психотерапевтической лиги. Предлагаем вашему вниманию ее выступление в формате интервью.

В массовом сознании сложилось представление, что мужчины от природы полигамны. Так ли это на самом деле и почему при этом люди все-таки вступают в брак?

Вступление в брак обусловлено различными факторами. С точки зрения биологии полигамны как мужчины, так и женщины, у которых полигамность обусловлена циклом деторождения. Но, не смотря на полигамность мужчин и женщин, в культурном обществе сформировался институт семьи.

Моногамная пара биологически необходима, чтобы вырастить жизнеспособное потомство. Человеческому детенышу нужно очень много времени, чтобы стать самостоятельным и все это время ему требуется защита. Женщине также нужен защитник. Женщина высококультурная, развитая духовно может эту потребность отрицать, для нее даже может быть неприлично использовать мужчину в качестве опоры. Хотя с точки зрения психоанализа для женщины вполне естественно желание иметь рядом с собой сильного мужчину, защитника.

Какими еще факторами, кроме биологических, обусловлено вступление в брак?

Есть еще социальные факторы. В социуме каждый из партнеров нуждается в семейности для укрепления позиции в социальной иерархии. В паре происходит взаимное усиление партнеров друг другом. Например, состоятельный мужчина выбирает себе в жены женщину очень красивую, потому что в мужском сообществе это считается признаком доминантности.

В обществе существует стереотип о том, что всем мужчинам «нужно только одно». Как его можно объяснить с позиции психоанализа?

У человека гораздо более сложная иерархия, чем у животных. У животных альфа-самцом автоматически является самый сильный самец в стае, а у человека лидерство ситуативно. Мужчина может быть лидером в одном контексте, а в другом — нет. В то же время самец ориентирован лидерство. Ему нужно все время меняться, соответствовать тому, что от него требуют самки. Он озабочен тем, чтобы самки его выбирали. Он находится в состоянии постоянной готовности. Поэтому, когда говорят, что мужчине нужно только одно, то с точки психоанализа такая постоянная поисковая активность мужчины естественна.

Если вернуться к факторам, обуславливающим вступление в брак, то рассматривает ли психоанализ такой фактор, как любовь?

Действительно, сейчас мы стремимся создавать семью по принципу взаимной любви. Брак по расчету принято оценивать как явление отрицательное.
Но если посмотреть в глубокое прошлое, то мы заметим, что к браку относились именно как к заключению договора. Это был не голый расчет, просто люди были вынуждены так жить.

Мы забываем, что существовали времена, когда представлений о любви не было. Только в Средние века в контексте рыцарской культуры появляется культ прекрасной дамы, культ воздыхания. Современные психоаналитики трактуют представление о возвышенной любви как своего рода реактивное образование психики, адаптацию к соответствующей культурной среде.
Похожая ситуация и с детьми. Современная культура детоцентрическая. Ребенок сейчас — высшая цель существования семьи. Мы привыкли говорить, что все лучшее — детям. Но так было далеко не всегда. Вспомните, как жили в крестьянской семье в прошлом веке? Женщины постоянно рожали детей. Если ребенок умер — ничего страшного, выжил — хорошо, работник будет.

А как психоаналитическая теория объясняет тот факт, что традиционных семей, когда несколько поколений живут под одной крышей, становится все меньше?

Чем комфортнее обстоятельства жизни человека, тем быстрее происходит распад большой традиционной семьи, когда несколько поколений проживают вместе в одном доме. Иными словами, как только появляется экономическая возможность, человек отделяется от своих родителей и начинает жить отдельно.

Психоаналитическая теория позволяет объяснить и этот процесс. С точки зрения Фрейда, культура строится на двух запретах: запрете на инцест, т. е.  на сексуальные отношения с представителями своего рода, и запрете на убийство.
Инцестуозные желания являются для человека страшными и неприемлемыми. С другой стороны, для того Оно, которое есть в каждом человеке, этого запрета не существует. Иными словами, с точки зрения Фрейда, инцестуозные желания нами не осознаются, они вытеснены в подсознание.

Что получается в ситуации, когда три поколения живут на одной территории? В самом тяжелом положении находится среднее поколение. Муж и жена одновременно живут как дети для своих родителей и как родители для своих детей. Это ролевое расщепление не осознается, но люди в нем пребывают постоянно.

Кроме того, вытесненные инцестуозные импульсы постоянно провоцируются. Поэтому отношения между зятем и тещей или между невесткой и свекровью бывают такими напряженными. Вот и получается, что с экономической точки зрения выгодно жить всем вместе, а с другой стороны, при этом создается сильное глубинное напряжение. Соответственно, при первой же возможности, люди стремятся избавится от этого напряжения и отделиться.

В нашей стране ситуация осложняется еще и тем, что, в отличие от западного человека, русский человек более симбиотичен и привязан к матери. Посмотрите, как любим в нашей стране фильм «Ирония судьбы или с легким паром», где главный герой, взрослый мужчина хорошо за 30, живет с мамой.

Почему в наше время стало так много разводов и гражданских браков?

В последнее время и нуклеарная семья (родители и дети) также стремительно теряет свою популярность. Не только дети стремятся отделиться от родителей, но и элементы пары, т. е. муж и жена, отдаляются друг от друга. По мере того как женщина обретает самостоятельность, укрепляется ее экономическая позиция, и она меньше нуждается в защите мужчины.

Появилось много различных форм брака: гражданский, гостевой, гомосексуальный, и даже брак по интересам, когда семья строится на основе общих интересов, а сексуальные отношения вынесены за ее пределы.Почему это происходит? Человек формирует свою взрослую идентичность по образцу родительской семьи и соответствующим образом строит отношения в своей семье. В лучшем случае человек идентифицируется с родителем своего пола, т. е. девочка — с матерью, а мальчик —с отцом. Но в большинстве случаев этого не происходит и получается, что человек в браке продолжает решать свои проблемы с родителем противоположного пола. В паре существует внутреннее, бессознательное интцестуозное напряжение по отношению к своему партнеру. Т.е для такой женщины партнер — не только взрослый мужчина, который ей нравится, но и отцовская фигура. Формируется бессознательный запрет на секс со своим партером. Отсюда возникает стремление разделить любовь и секс.

Что будет дальше? Возможен ли возврат к традиционным ценностям?

Эта тенденция пока характерна только для больших городов, но она не выражена в сельской местности.Сейчас для нас еще трудно принять тот факт, что семейные ценности меняются. Для российского человека еще актуальны вопросы ревности и измены, но европейский человек уже по-другому смотрит на это.

К тому же в России пока существует еще одна важная проблема — проблема созависимости, эмоциональной зависимости. Мы часто говорим: «Не могу жить без нее/него». На самом деле, это чувство сродни зависимости ребенка от мамы и является продолжением наших отношений с родителями. На мой взгляд, формула счастливой семейной жизни могла бы звучать как «Нам хорошо вместе, но хорошо и по отдельности».